Несмотря на пандемию, для Инжинирингового центра цифровых технологий машиностроения (ИЦЦТМ), созданного Инновационной инфраструктурой УрФУ в партнерстве с ООО «Адванс Инжиниринг» при поддержке Министерства промышленности и науки Свердловской области, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, первый год работы стал плодотворным: возможности ИЦЦТМ были востребованы ПАО «КАМАЗ», АО «Синара – Транспортные машины», Харбинским политехническим университетом и многими другими структурами. Подробнее – в интервью с генеральным директором ИЦЦТМ Максимом Сапоговым.
- ИЦЦТМ исполнился год – как Вы оцениваете прошедший период, насколько он был плодотворен? Какие направления работы Вы бы выделили?
- За год мы реализовали 10 контрактов на общую сумму более 60 млн. рублей. Был проведен ряд эффективных мероприятий с машиностроительными компаниями по демонстрации технических и инженерных возможностей ИЦЦТМ. И первым серьезным испытанием для нас было прохождение процедуры технического аудита по стандартам ISO 9001 со стороны АО «Камов» (предприятия холдинга АО «Вертолеты России»). Проверку мы прошли успешно: по ее итогам аудиторская группа рекомендовала ИЦЦТМ УрФУ сотрудничество с АО «Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова» для выполнения НИОКР и внедрения расчетных методов проектирования.
Если говорить про ключевые направления нашей работы, то важной и востребованной особенностью деятельности нашего центра является возможность предоставления заказчикам полного цикла инжиниринговых услуг: от разработки концепции будущего изделия - до изготовления и испытания опытного образца. Благодаря производственным мощностям УрФУ и технологическим возможностям партнера – ООО «Адванс Инжиниринг» – разработка и внедрение цифровых технологий «под ключ» является нашим преимуществом, - отметил генеральный директор ИЦЦТМ Максим Сапогов.
- С какими компаниями выстроилось наиболее активное сотрудничество и заключены перспективные контракты?
- За прошедший год мы успешно выполнили целую серию инженерных работ для ПАО «КАМАЗ» в области цифрового проектирования и виртуальных испытаний узлов и агрегатов. В данный момент готовится к запуску комплексный проект сроком реализации на 2-3 года.
Также по направлению ДВС ведутся работы с «Уральским дизель-моторным заводом». С «Центром инновационного развития СТМ» разрабатываем цифровой двойник локомотива, эти работы проводятся в рамках сотрудничества с АО «Синара – Транспортные машины». Заключены контракты с «Объединенной двигателестроительной корпорацией» и другими компаниями.
- Как развиваются международные проекты - создания Российско- Китайского центра по развитию цифровых технологий машиностроения в г. Чженьцзян и филиала Инжинирингового центра Уральского федерального университета в Турции?
- Сотрудничество с Харбинским политехническим университетом уже принесло первые плоды. Мы заключили договоры на выполнение инженерных работ в автомобилестроении. Стоит отметить, что высокая конкуренция на китайском рынке инжиниринговых услуг выдвигает особые требования, и наш проект оказался лучшим!
Развитие же турецкого направления временно пришлось отложить, но мы надеемся, что общемировая ситуация, связанная с распространением COVID-19, стабилизируется, и мы сможем вернуться как к развитию этого направления, так и к другим.
- Как Вы оцениваете эффективность программ создания инжиниринговых центров в стране на примере ИЦЦТМ? Насколько востребованы услуги инжинирингового центра с «вузовской закваской» предприятиями?
- Безусловно, хотелось бы отметить высокую экспертную дальновидность инициаторов этой программы – Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства промышленности и торговли РФ, ведь качественное решение большинства инженерных задач, связанных с созданием высокотехнологичных изделий, требует междисциплинарного системного инженерного подхода. Локальное же внедрение технологий дает не такой масштабный эффект – внедрение должно быть комплексным, т.е. совокупностью взаимосвязанных технологий и глубокой компетентности в области их применения. А этого проще достичь, когда полный комплекс услуг предоставляется в рамках одной организации и особенно когда технологии включают в себя синтез науки, IT и инжиниринга. Наряду с этим, внедрение цифровых технологий невозможно без полноценного обучения или переподготовки специалистов. И создание инжиниринговых центров помогает отлично справляться с этими сложными многокомпонентными задачами!
- Сегодня повестку дня во многом определяет пандемия - повлиял ли этот фактор на деятельность ИЦЦТМ?
- Конечно, пандемия внесла определенные сложности в работу. Но мы справились, смогли вовремя перестроить свои бизнес-процессы под новые условия. Нам удалось сохранить весь персонал сотрудников и найти новые подходы к работе. Рабочий процесс нашей команды не останавливался ни на минуту, и мы определили для себя высокую планку на будущее.
- Какие планы строите?
- Продолжить активное развитие проектов в автомобилестроении, авиационном двигателестроении, вертолетостроении и, конечно же, реализацию проектов в Китае. Также мы ведем переговоры и готовим интересные предложения для Роскосмоса, Росатома и предприятий судостроительной отрасли РФ.
Беседовала Анна Матюхина
Эта новость на сайте Инновационной инфраструктуры УрФУ
Создание ИЦЦТМ является одной из задач национального проекта «Цифровая экономика». Официальное открытие центра состоялось в октябре 2019 года. Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения создан на базе УрФУ и входит в инновационную инфраструктуру вуза. Он занимается цифровым моделированием, которое помогает сократить время при создании и тестировании различных деталей. В ИЦЦТМ используется технология «цифрового двойника», то есть цифровой модели, которая проходит все испытания в цифровом пространстве. Все расчеты, тесты и эксперименты можно проводить на цифровой модели.