Сергей Кортов: «Программа создания инжиниринговых центров показала свою эффективность»

10 декабря 2020 г. 17:15

УрФУ включился в программу одним из первых и впервые использовал технологию стратегического партнерства в сотрудничестве с ООО "Адванс Инижиниринг"

Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения (ИЦЦТМ) открылся в конце 2019 года. Центр стал «точкой роста» в масштабном общероссийском процессе – одно только то, что инжиниринговые центры России принесли доход более 25 млрд. рублей и помогли создать три тысячи рабочих мест, говорит о многом. Подробности – в беседе с первым проректором УрФУ Сергеем Кортовым.

 

- Как Вы оцениваете эффективность программы создания инжиниринговых центров в России? Какие задачи, связанные с взаимодействием вузов и предприятий, она решает? 

 

- Программа доказала свою результативность – большинство новых инжиниринговых центров, а их уже более 70, признаны эффективными, факты говорят сами за себя: оказаны услуги на сумму более 25 млрд. руб, созданы около трех тысяч рабочих мест. Инжиниринговые центры на вузовской базе, а это совместный проект Министерства науки и высшего образования РФ и Минпромторга России, начали формироваться с 2013 года. Причина их создания ясна: вузы проводят исследования, которые могут иметь большое практическое значение и применяться в производстве, но для оперативного внедрения инноваций необходим трансфер технологий, в то же время, между научной лабораторией и цехом долгое время существовал разрыв. Его «закрыли» инжиниринговые центры. Таким образом, они стали катализаторами инновационных процессов в промышленности, платформой для повышения квалификации работников предприятий и обучения студентов. В совокупности это способствует реализации национального проекта «Наука и университеты», призванном, среди прочего, сокращать затраты на исследования и разработки. Следующим этапом развития инжиниринговых центров может стать создание сетевых консорциумов кластерного типа, причем в них могут войти промышленные предприятия, - рассказал первый проректор УрФУ Сергей Кортов

 

- УрФУ одним из первых включился в программу создания инжиниринговых центров. Были ли на начальном этапе сомнения, необходим ли проект вузу, Инновационной инфраструктуре УрФУ в частности?

 

- Решение об участии в конкурсе по созданию инжиниринговых центров мы приняли в рамках реализации Стратегии университета, которая предполагает формирование в вузе проектных и технологических компетенций, а они, в свою очередь, включают в себя умение проектировать. Проектирование же сложных технических систем и технологий - это инжиниринг.

Так что сомнений в необходимости создания инжинирингового центра не было - был вопрос в механизмах. Было очевидно, что решением этой задачи не должны заниматься научные работники, которые умеют организовывать научные исследования, но не готовы заниматься проектированием и бизнесом. Наладить работу могли только специалисты извне, и в этом заключался основной риск. Второй риск – рынок. У вуза отсутствует компетенция рыночного анализа: да, мы можем спрогнозировать и сформулировать технологический тренд, но определить направление инжиниринга так, чтобы конкретная услуга была востребована, – непростая задача для университета, это дело практиков. Поэтому в этом мы полагаемся на наших бизнес- и индустриальных партнеров, которые напрямую работают с рынком. Третий риск – кадровый. Проектировать нужно не только для настоящего, но и для будущего, поэтому необходимы не только современные методы и способы проектирования, не только современные технологии, но и специалисты, которые этими технологиями владеют.

 

- ИЦЦТМ исполнился год - как Вы оцениваете эффективность центра и его команды?

 

- Мы впервые использовали механизм стратегического партнерства и искали партнера, с которым можно без опасений разделить рыночный и кадровый риски. Так мы с компанией ООО «Адванс Инжиниринг» выбрали друг друга и подали заявку на конкурс. Я удовлетворен этим сотрудничеством, потому что партнер часть рисков взял на себя и честно выполняет свои обязательства.

 

- Как ИЦЦТМ взаимодействует с другими подразделениями УрФУ?

 

- В вузе вводится проектоориентированное обучение, в рамках которого студенческие команды работают над проектами, причем желательно не учебными, а практическими. ИЦЦТМ может стать куратором этого процесса, в рамках которого студенты смогут обучаться по направлению машиностроения. Второе – дополнительное образование. Работая с предприятиями, мы пришли к выводу, что пока их сотрудники не овладеют цифровыми компетенциями, предлагать предприятиям сложные проекты малопродуктивно, поскольку они попросту не смогут их реализовать. Третье направление – актуальные разработки наших ученых могут быть задействованы в проектах ИЦЦТМ, и это самый короткий путь трансфера «от идеи – к производству». С другой стороны, в ходе работы центра возникают исследовательские задачи, появляются проекты повышенной сложности, и часто возникают ситуации, когда научного обоснования решений нет. Тогда для дополнительных исследований привлекаются специалисты из других подразделений вуза, например, материаловеды, химики, специалисты по промышленным технологиям.

 

- Как Вы оцениваете востребованность услуг инжиниринговых центров и их потенциал на российском и международном рынках, например, на китайском и турецком направлениях?

 

- Объем рынка определяется многими факторами. В мире нарастает технологическая гонка, усиливается конкуренция за создание и оперативное внедрение прорывных технологий. На глобальном рынке быстро развиваются цифровизация и роботизация промышленности, так что услуги инжиниринга будут востребованы. Для успешного участия в конкурентной борьбе необходимы не только существенные инвестиции, но и новые схемы и подходы со стороны руководителей промышленных предприятий, главных конструкторов и инженеров. На эти шаги, к сожалению, готовы немногие, и это сдерживающий фактор. Направления цифрового проектирования и робототехники университет будет развивать, и я верю, что объем рынка, который может занять ИЦЦТМ УрФУ до 2025 года, может составить около миллиарда рублей. Это наша цель, амбициозная, но осуществимая.

 

Беседовала Анна Матюхина

 

Эта новость на сайте Инновационной инфраструктуры УрФУ

 


Создание ИЦЦТМ является одной из задач национального проекта «Цифровая экономика». Официальное открытие центра состоялось в октябре 2019 года. Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения создан на базе УрФУ и входит в инновационную инфраструктуру вуза. Он занимается цифровым моделированием, которое помогает сократить время при создании и тестировании различных деталей. В ИЦЦТМ используется технология «цифрового двойника», то есть цифровой модели, которая проходит все испытания в цифровом пространстве. Все расчеты, тесты и эксперименты можно проводить на цифровой модели.

 

 

ПОДРОБНЕЕ О ЦЕНТРЕ

 

 

Мы в соцсетях:

            

Следующая новость

Похожие новости

1 декабря 2020 г. 18:00
43 специалиста прошли обучение по новой программе переподготовки инновационной инфраструктуры УрФУ

Программа профессиональной переподготовки создана при активном участии Инжинирингового центра цифровых технологий машиностроения и ООО «Адванс Инжиниринг»

Читать полностью
27 ноября 2020 г. 16:00
Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения заработал 60 млн рублей в 2020 году

Центр также запустил сотрудничество с Харбинским политехническим университетом

Читать полностью
10 декабря 2020 г. 9:45
Инжиниринговый центр УрФУ будет курировать проектное обучение студентов в машиностроении

Это не только учебные, но и реальные проекты

Читать полностью

Наш сайт сохранит анонимные идентификаторы (cookie-файлы) на ваше устройство. Это способствует персонализации контента, а также используется в статистических целях. Вы можете отключить использование cookie-файлов, изменив настройки Вашего браузера. Пользуясь этим сайтом при настройках браузера по умолчанию, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов и сохранение информации на Вашем устройстве.

Принимаю